Публичный доклад

 ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

 

о состоянии и результатах деятельности

НОУ Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона

за 2010-2011 учебный год

 
Тверская область, Торопец, 2011

 

Ежегодный публичный доклад  является механизмом обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности гимназии, информирования общественности о качестве образования в гимназии, результатах образовательной деятельности, проблемах функционирования и развития образовательного учреждения.

Доклад адресован учащимся, их родителям, учредителю, социальным партнерам гимназии, общественности.

Информация, представленная в докладе, отражает реальное состояние развития гимназии в 2010-2011 учебном году

 

 Содержание

 

1. Общая характеристика гимназии:

- тип, вид, статус;

- лицензия на образовательную деятельность;

- социальные условия территории нахождения;

- учредитель, администрация, контактная информация;

- особенности управления;

- основные направления деятельности;

- характеристика контингента.

2.Особенности образовательного процесса:

- характеристика образовательных программ по ступеням обучения;

- дополнительное образование;

- основные направления воспитательной деятельности;

- виды внеклассной, внеурочной деятельности;

- характеристика внутригимназической системы оценки качества.

3. Условия осуществления образовательного процесса:

- режим работы;

- учебно-материальная база;

- организация летнего отдыха детей;

- организация питания, медицинского обслуживания;

- обеспечение безопасности;

- кадровый состав.

4. Результаты деятельности гимназии, качество образования.

5. Социальная активность и внешние связи гимназии.

6. Финансово-экономическая деятельность.

7. Заключение. Перспективы и планы развития.

1. Общая характеристика учреждения

Негосударственное общеобразовательное учреждение Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, открылось 1 сентября 2010 года на богатой православными традициями Торопецкой земле по инициативе  группы заинтересованных лиц и при содействии Главы администрации Торопецкого района Аввакумова Н. В. Гимназия расположена в  одном  из древнейших городов России, который хранит множество выявленных и невыявленных исторических  и культурных объектов:

Недалеко от нее находятся Казанская церковь, действующий Свято-Тихоновский монастырь, Корсунско-Богородицкий собор, в котором около семи веков находилась величайшая святыня Торопецкого края и земли Русской – икона Корсунской (Эфесской) Божьей Матери. Рядом с гимназией располагаются  церковь Иоанна Предтечи (1703г.), церковь Спаса Преображения (1706 г.), в которой  служил настоятелем отец святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, священник Иоанн Тимофеевич Беллавин, и дом, где  жила семья Патриарха и где великий святитель земли русской провёл детство и отрочество, в котором в настоящее время открыта музейная экспозиция.

Благодаря этому становится понятной цель по созданию православного негосударственного учреждения, реализующего образовательные программы начального, основного и среднего (полного) образования в соответствии со стандартом, а также предметов религиозного содержания, православного краеведения, народных ремесел, программ дополнительного образования, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание, развитие творческих способностей учащихся, и миссия гимназии: создание условий для  формирования образованной, духовно- нравственной личности, осознающей истоки духовности и нравственности и способной её сохранить вопреки агрессивности внешней среды.

Это отражено в гербе и флаге гимназии:

Вензель

Флаг

Учредитель гимназии:  настоятель прихода храма Вознесения  Господня, благочинный Торопецкого округа Тверской епархии, протоиерей Георгий Фролов. Он же является духовником гимназии.

Гимназия имеет лицензию (серия РО № 010051, регистрационный № 328 от 25 сентября 2010 года).

Юридический  адрес  гимназии:  172840, Тверская  область,  город  Торопец,  улица  К. Маркса,  дом № 59.

Юридический  адрес  Учредителя: 172840, Тверская  область, город  Торопец, улица  Кутузова, Православный  Приход Церкви Вознесение  Господне.

 

Администрация школы:

Директор гимназии: Овсянникова Мария Антоновна, «Заслуженный учитель Российской Федерации»;

Заместитель директора по воспитательной работе: Унтура Павлина Павловна;

Заместитель директора по хозяйственной части: Букин Алексей Владимирович

тел. 8-919-057-47-27,

эл. адрес:  gimnazia-t@mail.ru

 

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Попечительному совету гимназии. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор гимназии и его заместители по воспитательной и хозяйственной части.

Управление образовательным процессом строится на основе педагогического анализа деятельности гимназии, направленного на изучение и тенденции развития, объективную оценку результатов учебно-воспитательного процесса, выработку рекомендаций по корректировке системы управления.

Система управления школой представлена как четырехуровневая:

-  первый уровень  занимает Учредитель гимназии;

- второй уровень – директор гимназии и полномочные коллегиальные органы: Педагогический совет, Попечительский совет;

- третий уровень – уровень методических объединений, творческих групп, классные родительские комитеты;

- четвертый уровень должен занимать занимает Ученический совет (школьное соуправление), который ещё не сформирован.

В гимназии создаётся нормативно-правовая база системы управления в соответствии с Уставом, разработаны Положение о Педагогическом совете,

Положение о Попечительском совете.

В течение 2010-2011 учебного года Попечительский совет решал ряд задач:

- финансирование деятельности гимназии;

- укрепление – материально-технической базы гимназии;

- обеспечение безопасности гимназии;

- решение вопроса о государственном финансировании;

- ремонт помещений гимназии;

- организация горячего питания школьников и осуществление контроля за ним.

Основные направления  деятельности гимназии  определены Программой развития на период 2011-2013 гг.:

Цели программы:

  • Создание условий для  формирования образованной, духовно- нравственной личности, осознающей истоки духовности и нравственности и способной её сохранить вопреки агрессивности внешней среды.
  • Разработка модели Православного учебного заведения, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для развития ребёнка, в основе   которых использование опыта  православной педагогики и освоение норм и ценностей, составляющих содержание русской культурной традиции.
  • Разработка и обоснование стратегического направления развития гимназии, обеспечивающего современное качество и эффективность общего образования и Православного воспитания в гимназической образовательной системе.

Задачи программы:

  • Создание стратегической модели развития гимназии.
  • Определение оптимальных путей реализации программы развития гимназии.
  • Разработка основных направлений формирования содержания образования (учебные предметы, программы, методическое обеспечение) соответствующего учебным заведениям православного типа.
  • Организация новых форм учебно-воспитательной работы,  и создание такой организационной структуры  учебного заведения,  которая   соответствует   требованиям государственного стандарта образования и   тождественна  принципам Православной педагогики.
  • Выбор  системообразующих видов деятельности.
  • Проектирование системы материально-технических, дидактических, информационных, финансовых средств, необходимых для реализации целей на стратегическом направлении развития гимназии.
  • Разработка нормативно- правовой базы деятельности гимназии.
  • Формирование общегимназического коллектива. Разностороннее сотрудничество педагогов, родителей, обучающихся, духовника гимназии.
  • Формирование работоспособного, творческого, профессионального  Православного коллектива.
  • Изучение и развитие возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
  • Разработка и внедрение режима учреждения полного дня.
  • .Создание системы дополнительных образовательных услуг, направленных на духовно- нравственное и патриотическое образование, развитие творческих способностей учащихся.
  • Создание условий для качественного образования путем обеспечения материально-технической базы гимназии.
  • Изыскание дополнительных  источников  финансирования уставной деятельности гимназии.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Стабильно работающее учебное заведение полного дня с ежегодным увеличением ученического коллектива и приобретающим авторитет среди родителей и социума и приступившим к реализации ФГОС на начальной ступени образования.
  • Сформированный уклад жизнедеятельности гимназии со складывающимися традициями и ценностями, принимаемыми всеми участниками образовательного процесса.
  • Разнообразие кружков и секций, направленных на сохранение здоровья учащихся, развитие их творческих способностей, технических склонностей, приобщение к народному искусству, ремеслу.
  • Рост позитивной динамики образовательных результатов учащихся.
  •  Формирование прочных, устойчивых духовно-нравственных потребностей ребенка, способного стать достойным гражданином своего Отечества.
  • Приобретение обучающимися навыков для дальнейший социализации личности.
  • Удовлетворённость качеством образования и воспитания со стороны родителей,  социума, учредителя.
  • Повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя, рост профессионального мастерства членов педагогического коллектива.

Характеристика контингента.

В 2010/2011 учебном году в гимназии обучалось 17 учащихся     в 5 классах – комплектах.

Комплектование классов по ступеням:

Количество классов

I ступень

II ступень

Общее количество

4 класса

1 класс

Средняя наполняемость

3,5 учащегося

4 учащихся

 

Количество учащихся по классам:

С целью выполнения социального заказа на образование, в соответствии с планом работы гимназии проведено обследование семей обучающихся и составлены социумы классов и школы. Получены следующие результаты:

Состав семей учащихся гимназии

 

Состав семей учащихся по классам

 

 Среди учащихся имеются сироты – 1 ребенок, дети под опекой – 3 ребенка.

Среди семей – 3 семьи многодетные, 5 малообеспеченных семей.

               

Социальная принадлежность родителей учащихся гимназии

 

Социальная принадлежность родителей по классам

Образование родителей учащихся гимназии

 

 

Образование родителей учеников по классам

Приём в гимназию осуществляется на основании Положения о приёме учащихся в гимназию. Все дети, обучающиеся в гимназии, крещены по чину Православной церкви. Основанием для зачисления учащихся в гимназию  является заявление от родителей и  результаты собеседования  с Духовником Школы, независимо от  места жительства. В гимназии обучаются дети не только из г. Торопца, но и из Западно-Двинского района. Образовательное учреждение удовлетворяет, прежде всего, актуальные образовательные потребности родителей, придерживающихся православных убеждений.

Деятельность гимназии осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся. Большинство родителей сотрудничают с гимназией, оказывают помощь и активно участвуют в совместных мероприятиях. В социальном заказе они ставят на первый план  Православное воспитание  учащихся, их духовное развитие, направленное на формирование образованной, духовно- нравственной личности, осознающей истоки духовности и нравственности и способной её сохранить вопреки агрессивности внешней среды.

 

2. Особенности  образовательного процесса:

Работа над реализацией образовательной программы гимназии определяла ее образовательную политику в 2010-2011 учебном году. В настоящее время педагогический коллектив ОУ ориентирован  на идеи личностно ориентированного образования, которое понимается как становление  человека, обретение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Реализуя личностно ориентированный подход в образовании православная, гимназия ставит целью не сформировать и даже не воспитывать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие качества, необходимые для становления личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Основным документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса в гимназии, является учебный план, составленный на основании Федерального закона «Об образовании», «Типового положения об общеобразовательном учреждении», федерального базисного учебного плана, регионального базисного учебного плана и скорректированный с учетом специфики гимназии.

 

        При построении учебного плана определяющими являются следующие организационные и содержательные факторы:

  • гимназия работает по режиму полного дня; данный режим работы обеспечивает выполнение требований Госстандарта в части базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся и их родителей, способствует реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся;
  • режим работы – пятидневная учебная неделя; учебный год разделён на четверти; промежуточная аттестация проходит 4 раза в год;
  • уклад жизни гимназии построен по церковному календарю, однако количество учебных и каникулярных дней в учебном году выдерживается согласно нормативу;
  • максимальная нагрузка обучающихся по всем классам не превышает максимально допустимый объём нагрузки;
  • гимназия реализует государственные программы общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации и обеспечивающие выполнение государственного стандарта, а также дополнительные образовательные программы, в том числе и авторские;
  • образовательные  программы, составляющие гимназический компонент образования, с одной стороны, имеют религиозное содержание, призванное сформировать православное мировоззрение (« Православная этика», « Закон Божий»,  «Церковно – славянский язык», «Литургика» – авторские  программы Тверской  епархиальной православной школы имени святителя Тихона Задонского), с другой стороны, имеют гуманитарную направленность, связанную с углубленным изучением народных ремёсел (авторские программы Школы Народных Ремесел имени императрицы Александры Федоровны г. Санкт-Петербурга), а также развивают творческие способности детей. Они отражают особенности образовательной программы гимназии, обеспечивают выполнение актуальной потребности родителей, придерживающихся религиозных убеждений и православной культуры, проживающих в городе с древними духовными традициями;
    • программы дополнительного образования, реализующиеся во второй половине дня, усиливают гимназический компонент.

 

Учебный план для I-IV классов устанавливает 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II – IV классы – 34 учебные недели.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего  образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.

Учебный предмет «Иностранный язык»  изучается со 2 класса по 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по 2 часа в неделю. Его основу составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Учебный предмет является интегрированным: происходит интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека. В содержание «Окружающего мира» также включены знания основ безопасности жизнедеятельности.

Обучение в начальных классах ведётся по программе «Гармония».

Региональный компонент  и компонент образовательного учреждения используется для изучения вероучительных предметов: на «Православную этику» (2-4 класс) и «Церковно – славянский язык» (2-4 классы) определено по часу на каждый предмет – и на усиление предметов «Литературное чтение» во 2-3 классах выделено по часу, «Математика» – 1 час в 4 классе.  

С 2011-2012 года гимназия начинает реализовывать федеральные государственные стандарты второго поколения для начальных классов по программе «Школы России».  

Продолжительность учебного года в основной школе – 35 учебных недель; учебной недели – 5 дней в 5 – 6 классах, урока – 45 минут.

Переводные экзамены в 5 классе проводились в форме итоговых контрольных работ.

Часы вариативной части в 5 классе распределены в соответствии с новым региональным учебным планом.

Из часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения в 5 классе отводится 1 час на изучение предмета «Церковно-славянский язык», на изучение предмета   «Закон Божий» – 1 час. В 6 классе по 1 часу добавляется на усиление биологии и географии, а также 1 час на физическую культуру в 6 – 7 классах в связи с необходимостью увеличения двигательной активности учащихся и сохранения их здоровья.

Гимназия реализует программы дополнительного образования культурологической направленности: «Духовные святыни Тверской земли», «Культурная история Торопецкого края»; религиозной направленности: «Божий мир»; художественной – «Ремесло», «Хоровое пение», «Изотворчество»; спортивно- оздоровительной – «Спортивные игры и забавы», технической – авиамодельный кружок.

Одним из важнейших направлений деятельности гимназии является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных стандартов. Используемая гимназией модель управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников: ежегодная разработка плана внутригимназического контроля, графика промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального, регионального и гимназического компонентов (православного компонента) учебного плана.

Внутригимназическое инспектирование уровня учебных достижений обучаемых проводится в форме текущего, промежуточного, итогового контроля, а в дальнейшем -  переводных экзаменов на основании Положения о системе оценки знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся и Положения  о текущей, промежуточной, итоговой аттестации.

С первых дней открытия гимназии перед педагогическим коллективом встала важнейшая стратегическая задача по созданию воспитательной системы гимназии и выбора системообразующих видов деятельности, соответствующих модели православного образовательного учреждения.

Учителя гимназии хотят  видеть  своих воспитанников психологически устойчивыми и зрелыми для своего возраста личностями. Хотят способствовать воспитанию в них крепкого нравственного стержня, позволяющего человеку плодотворно работать над реализацией поставленных перед собой задач и не поддаваться разлагающему личность человека духу голого потребительства, эгоизма и разрушительного для молодых душ  сексуального раскрепощения. Планы вполне реальны и осуществимы, если последовательно, изо дня в день, согласованно  с родителями, нагружать умы, души и руки наших детей соответственной их возрасту и состоянию работой и информацией, чтобы выпускники гимназии смогли привнести в общество достойный вклад своей энергии, творческой мысли и труда, при этом оставаясь уравновешенными, ответственными и счастливыми людьми.

Приоритетной задачей  на данном этапе была признана необходимость формирования и сплочения единого коллектива семейного типа, где каждый член семьи имеет право на внимание к своим проблемам, право на любовь и  поддержку. Небольшое количество учащихся, возможность учителя уделить время каждому и ориентация  на традиционные для русского народа православные ценности создают уникальную возможность   сформировать сплоченный коллектив  детей и взрослых на основах взаимопомощи и уважения.

Перед педагогическим коллективом стояла и другая задача: создать в гимназии такую психологически-комфортную атмосферу,  не снижая требований к дисциплине, которая поможет собравшимся из разных школ ребятам безболезненно составить коллектив, объединенный новой для них общей идеей. А  прибывающим ученикам органично вливаться в новый коллектив в кратчайшие сроки, перенимая добрые правила и порядки.

Нравственные, духовные качества личности, так же, как и физические, формируются в деятельности. Организация этой деятельности, обеспечивающая реализацию целей и задач воспитания, и составляет основу воспитательной системы гимназии. В ней должны участвовать педагоги гимназии, родители и Церковь.

Педагогический коллектив определил следующие направления воспитательной деятельности:

1.   Духовное воспитание.

2.   Нравственно-правовое воспитание.

3.   Выявление и развитие творческих возможностей и способностей учащихся.

4.   Художественная деятельность и эстетическое воспитание.

5.   Воспитание патриотизма и гражданственности.

6.   Формирование здорового образа жизни  учащихся.

7.   Формирование у детей ценностного восприятия семьи.

8.   Побуждение детей к бережному отношению к природе.

9.   Развитие социальной активности  у воспитанников.

10. Работа с родителями.

Традиционными в гимназии становятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, праздники, концерты, спектакли, выставки, экскурсии, выступления на районных фестивалях, посещения музеев и других мест, представляющих интерес для достижения поставленных воспитательных задач, связанных с историей, важными для страны или края событиями, участие в церковных службах, чтение утреннего молитвенного правила, паломнические поездки.

Все это способствует развитию творческих способностей учащихся, расширяет кругозор, помогает становлению авторитета ребенка среди сверстников, выявляет творческий потенциал каждого ученика.

Широко используются возможности дополнительного образования, привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях. Гимназия – образовательное учреждение полного дня, поэтому все учащиеся посещают кружки (« Хоровое пение», «Русское ремесло», «Изотворчество», авиамодельный кружок, «Спортивные игры и забавы», «Культурная история Торопецкого края», «Духовные святыни Тверской земли», «Церковный календарь», «Божий мир»).

 

3. Условия осуществления образовательного процесса.

Учебный  год  в  гимназии  устанавливается   с 1 сентября.

Продолжительность  учебного года  в  первом  классе – 33  недели, в  последующих  не менее – 34 и  не  более -37  недель (с  учетом  экзаменационного  периода.

Гимназия  работает  в  режиме  полного  дня. Учебный  год  делится  на  четверти.

Продолжительность  каникул  в  течение  учебного  года – не менее 30 календарных  дней,  летом  не  менее 10  календарных  недель. Для  детей,  обучающихся  в  первом  классе, устанавливаются  дополнительные  недельные  каникулы  в  середине  III четверти.

Продолжительность  учебной  недели  составляет  5  дней для  учащихся  первой  ступени,  для  5  класса  -5 дней.

Длительность  урока  для учащихся I класса -35  минут, II-IV класса  35минут,  V  класса  45 минут с  перерывом  на  завтрак – 20 минут и  на  обед – 40 минут,  перемены  между  уроками  10  минут. Учебный день начинается с утреннего молитвенного правила.

Учебная  нагрузка  и  режим  занятий  для  обучающихся  определяется  годовым  календарным учебным  графиком  и  расписанием  занятий,  составленным  в  соответствии  с  санитарно -  гигиеническими  требованиями  и  утвержденным  приказом  директора  гимназии.

Помимо государственных  праздников  для  учащихся  и  сотрудников праздничными  являются  дни  двунадесятных  праздников,  Покров  Пресвятой  Богородицы, а  также дни со  среды  страстной  до  среды  светлой  седмицы (к  ним  приурочиваются  дни  весенних  каникул). Зимние каникулы  приурочиваются  к Рождественским праздникам.

НОУ Торопецкая гимназия функционирует как общеобразовательное учреждение полного дня на основании Положения о гимназии полного дня, что максимально удобно для семей, где родители целый день заняты на работе.

Медицинское  обслуживание  обучающихся  в  Гимназии  обеспечивается  медицинскими  работниками МУЗ «Торопецкая  ЦРБ» на  основании  договора.

Организация  питания  обучающихся  и  работников  гимназии  осуществляется  гимназией. Для  хранения,  разогрева  и  приготовления  пищи  в  гимназии  выделяются  специально  приспособленные  помещения.

В гимназии организовано 3-х разовое  горячее питание, дети из Западно-Двинского района пользуются льготами при проезде в общественном транспорте по решению Администрации Торопецкого района.

 

Гимназия размещается в нескольких зданиях, отданных Администрацией Торопецкого района в безвозмездное пользование на 49 лет: основное учебное здание, спортивный зал, мастерские, столовая. В настоящее время учебный процесс происходит в основном здании, в котором функционируют 7 кабинетов, столовая.

 

Материально-техническая база гимназии (технические средства обучения, школьная мебель, библиотечный фонд) находится в процессе формирования.

 

Перечень имеющихся  технических средств обучения

 

№ пп

 Наименование

 Кол-во

1.

Видеомагнитофон

1

2

Компьютер

3

3.

Фортепиано

2

4

Музыкальный центр

1

5

Телевизор

2

6

Копировальный центр

1

7

Сканер

1

8

Телевизор

2

9

 Принтер XEROX

2

10

Фотопринтер EPSON

1

Все средства приобретены за счёт благотворителей.

Для выполнения в полном объёме образовательных программ НОУ Торопецкая гимназия заключила договоры с  МОУ  Торопецкая  СОШ №1 на  предоставление  фонда  школьной  библиотеки: художественной  литературы, методической литературы,  учебной  литературы,  видеоматериалов, периодических изданий  для  использования  педагогами  и  учащимися    гимназии, а также ресурсов  информационного  центра и оборудования учебных кабинетов. С расположенным рядом спортивным клубом «Торопчанин» – на использование стадиона (беговой дорожки, футбольного поля, спортивных турников, в зимнее время – катка)  для проведения занятий по физической культуре и внеклассных занятий, что является очень важным условием не только для достижения спортивных результатов, но и для сохранения и укрепления здоровья.

В летний период в гимназии работал лагерь с  питанием на базе МОУ СОШ № 3.

Образовательный процесс в гимназии осуществляют 16 педагогов, в том числе 7 специалистов, привлеченных по совместительству.

 

Соотношение основных работников и  совместителей:

  • основные сотрудники – 55%
  • совместители – 45%

 

Распределение сотрудников по возрасту:

  • 25-35 лет – 4чел. (25%)
  • 36-45 лет – 6чел. (37,5%)
  • 46-55 лет – 4чел. (25%)
  • свыше 55 лет – 2 чел. (12,5%)

 

Распределение педагогов по стажу работы:

  • до 5 лет – 4 чел.(25%)
  • 5-10 лет – 3 чел.(19%)
  • 10-20 лет – 5 чел. (31%)
  • свыше 20 лет- 4 чел. (25%)

 

Соотношение по образовательному уровню:

  • · имеют высшее образование – 12 чел. (75%)
  • · имеют среднее специальное – 4 чел. (25%)

 

По уровню квалификации педагогов:

  • высшая категория – 3 чел. (19%)
  • 1 категория – 9 чел. (56%)
  • 2 категория – 1 чел. (6%)
  • без категории – 3 чел. (29%)

 

 

Наличие учителей, отмеченных наградами:

- имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» – 3 педагога,

- награждены нагрудным значком  «Отличник  народного просвещения» – 2 педагога,

- награждены Архиерейскими грамотами – 2 педагога,

- грамотами Департамента образования Тверской области –       2 педагога,

- награждены грамотами Главы Администрации Торопецкого района – 4 педагога.

Подбор и расстановка кадров производятся администрацией с учетом дифференцированного подхода к учителю и воспитателю, их индивидуальным возможностям, запросам и интересам, специфики работы православной гимназии.

 

4. Результаты деятельности гимназии, качество образования

Одним из важнейших направлений деятельности гимназии является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных стандартов. Используемая гимназией модель управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников: ежегодная разработка плана внутригимназического контроля, графика промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.

Внутригимназическое инспектирование уровня учебных достижений обучаемых проводится в форме текущего, промежуточного, итогового контроля, а в дальнейшем -  переводных экзаменов на основании Положения о системе оценки знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся и Положения  о текущей, промежуточной, итоговой аттестации.

В гимназии проводится работа по комплектованию банка измерителей уровня учебных достижений обучающихся как на уровне учителя, так и на уровне администрации. Традиционный метод – метод статистического анализа.

Уровень учебных достижений в целом по гимназии

 

Начальная школа


Основная школа (5 класс)

 

Овладели стандартом и переведены в следующий класс все обучающиеся.

На «отлично» закончил учебный год 1 учащийся (6%);  (Унтура А.),     6 учащихся имеют по результатам учебного года хорошие и отличные отметки, что составило 35% (есть  резерв для увеличения количества хорошистов);  закончили2010/2011  учебный год с одной-двумя «3» – 5 человек (29%).


Итоги успеваемости УЧАЩИХСЯ за  2010 – 2011 уч. год

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

 1-4 кл.

5 кл.

 Всего
Кол-во учащихся на конец года

4

1

7

1

13

4

17

Успевают

4

1

7

1

13

4

17

из них на «5»

-

-

-

-

-

1

1

на «4» и «5»

-

1

2

1

4

2

6

с одной «4»

-

-

-

-

-

с одной «3»

-

-

1

-

1

1

2

с двумя «3»

-

-

2

-

2

1

3

Не успевают

-

-

-

-

-

-

Из них по 1 предмету

-

-

-

-

-

-

-

по 2 предметам

-

-

-

-

-

-

-

по 3 и более

-

-

-

-

-

-

-

Не аттестованы

-

-

-

-

-

-

-

Из них по болезни

-

-

-

-

-

-

-

Уровень обученности в %

100

100

100

100

100

100

100

Качество знаний %

-

100

29

100

31

75

41

Отличники

Унтура А.

Средний балл

Предметы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

Русский язык

 

4

3.3

4

4

Математика

 

4

4

4

4,25

Чтение / Литература

 

4,8

4

4

4,25

Окруж.мир/Природоведение

 

4,25

4

5

4,25

Иностранный язык

 

4

3,9

5

4,25

Технология

 

5

5

5

5

Физическая культура

 

5

5

5

5

Церковнославянский

 

4

3,4

5

4,25

Музыка

 

5

4,6

5

5

Изобразительное искусство

 

5

4,6

5

5

История

 

4,8

В течение учебного года не было ни одного случая перехода детей в другие учебные заведения, только по причине переезда на новое место жительства.

 

5. Социальная активность и внешние связи гимназии.

Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России – вновь созданное негосударственное общеобразовательное учреждение. Оно было открыто в результате глубокого анализа внешней социальной среды и внутренней образовательной среды, социального заказа родителей с опорой на Федеральный закон «Об образовании» и проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

 

Усиливающиеся отрицательные факторы внешней среды:

  • мощное отрицательное воздействие внешней среды, пропаганда бездуховности, цинизма, насилия и жестокости,
  • развивающиеся в социуме тенденции идеализировать материальное, прагматическое, потребительское,
  • многочисленные кризисные явления в сфере общественной морали,
  • неизжитое варварское отношение к памятникам культуры, к природному и историко-культурному наследию родного края,
  • для значительной части молодежи здоровый образ жизни не норма,
  • распространение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков),
  • нежелание создавать семью, иметь детей;  разрушение института семьи, Речь части молодежи далека от нормы,
  • проявление жестокости, агрессивности подростков в отношениях с окружающими, неправильное понимание жизненных и духовных запросов, равнодушие к истории своего края, его природе, безразличие к судьбе Отечества, гражданская пассивность,
  • возрождение, восстановление  храмов, возвращение святынь и отсутствие молодежи в храме,
  • недостаточное понимание некоторыми родителями важности воспитания детей на вечных ценностях, а не ценностях сегодняшнего дня,
  • социальный заказ большей части родителей на получение достойных знаний для поступления в вузы  и меньшее внимание на духовно- нравственное воспитание ребенка,
  • преобладание прагматических, материальных идеалов над духовными,
  • интеллект,  обширность знаний, материальное благополучие более  ценны, чем духовно-нравственные качества,
  • отождествление в обществе духовности с развитием интеллекта, усвоением  большего объема знаний,
  • отсутствие системного подхода в духовно-нравственном воспитании,
  • незнание учащимися, педагогами, родителями православной истории своего края,
  • отсутствие интереса к народной культуре

- заставляют без промедлений искать другие основания для организации образовательного процесса, модель, объединяющую светское образование, православное воспитание, народную культуру в контексте современности на основе православного исторического потенциала Торопецкого края и Тверской земли.  Очень актуально звучат слова Патриарха Алексия II: «Пришла пора объединить усилия всех тех, кто ощущает в душе острую тревогу за подрастающее поколение. Если немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну».

Идея духовного возрождения России, сохранение исторической России, пропагандируемая многими видными государственными деятелями, представителями науки, культуры,  Русской Православной Церкви, совпадает с миссией гимназии: научить  детей  жить по заповедям Божиим,  в мире с собой,  с товарищами, близкими и природой, укрепить их духовность через формирование  интереса к Православию,  любовь и уважение к Отечеству, народу, своей  культуре, к святыням.

Многолетнее сотрудничество педагогов района и священнослужителей, накопленный опыт в реализации действующих программ развития образовательных учреждений района по духовно-нравственному воспитанию, муниципальная программа развития по превращению Торопца в один из центров православия Тверской области и России, помогают выстраивать деятельность гимназии.

Уникальные условия  расположения гимназии дают широкие возможности сотрудничества с различными учреждениями и организациями, с православными приходами.

На зимних каникулах гимназисты участвовали в районном Рождественском фестивале со спектаклем-сказкой, которую потом показали воспитанникам  всех детских садов города.

Интересным и полезным для ребят было общение со студентами Нижегородского училища живописи, Свято-Тихоновского православного университета в период работы летнего лагеря.

 

6. Финансово-экономическая деятельность.

Негосударственное общеобразовательное учреждение Торопецкая гимназия имени святителя Тихона, Патриарха  Московского и всея России в настоящее время имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Данные средства расходовались на заработную плату, на содержание системы жизнеобеспечения, на приобретение материально-технических средств, на учебные расходы, на содержание системы дополнительного образования, на 3-х разовое питание детей. Источники внебюджетных средств – добровольные пожертвования  благотворителей и родителей.

Одним из важных источников ресурсного обеспечения реализации Программы развития гимназии в новом учебном году должно стать предоставление Департаментом образования Тверской области субсидий на реализацию государственных образовательных стандартов и создания условий для воспитания, становления и формирования личности обучающего, для развития его склонностей интересов и способностей к социальному самоопределению.

 

7. Заключение. Перспективы и планы развития.

Гимназия начала  реализовывать образовательные программы начального, основного  образования  в соответствии со стандартом, а также предметов религиозного содержания, православного краеведения, народных ремесел, программ дополнительного образования, направленных на духовно-нравственное,  гражданско- патриотическое воспитание, развитие творческих способностей учащихся.

Но в развитии гимназии существуют следующие проблемы:

  • Нормативно-правовая база гимназии требует доработки.
  •  Не разработаны основные направления формирования содержания образования (учебные предметы, программы, методическое обеспечение) соответствующие учебным заведениям православного типа.
  • Не внедрены новые формы учебно-воспитательной работы,  и не до конца создана такая организационная структура  учебного заведения,  которая   соответствует   требованиям государственного стандарта образования и   тождественна  принципам Православной педагогики.
  • Не определены оптимальные пути развития гимназии.
  • Выбор  системообразующих видов деятельности  не завершён.
  • Формирование общегимназического коллектива на начальной стадии.
  • Не все педагоги мотивированы на освоение современных педагогических технологий, не завершился процесс формирования работоспособного, творческого, профессионального  Православного коллектива.
  •  Не отобраны современные формы и методы изучения и развития возможностей, способностей и интересов каждого ученика.
  • Система дополнительных образовательных услуг, направленных на духовно- нравственное и патриотическое образование, развитие творческих способностей учащихся, в процессе создания.
  •  Проектирование системы материально-технических, дидактических,    информационных, финансовых средств, необходимых для реализации целей на стратегическом направлении развития гимназии не завершено.
  • Создание условий для качественного образования путем обеспечения материально-технической базы гимназии необходимо ускорить.

Причины данных проблем связаны со сложностью задачи по созданию  условий для  формирования образованной, духовно- нравственной личности, осознающей истоки духовности и нравственности и способной её сохранить вопреки агрессивности внешней среды, и очень коротким сроком функционирования гимназии для решения этой задачи.

Основные направления деятельности в 2011-2012 учебном году:

  • введение ФГОС на ступени начального общего образования;
  • введение стандарта православного компонента общего образования;
  • приведение в соответствие с требованиями введения стандартов нормативной базы гимназии;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование работоспособного, творческого, профессионального  Православного коллектива;
  • формирование общегимназического коллектива. Разностороннее сотрудничество педагогов, родителей, обучающихся, духовника гимназии.
  • выбор  системообразующих видов деятельности;
  • начало осуществления социального проекта по превращению дома-музея Патриарха Тихона в центр православного образования и миссионерства Торопецкого района;
  • расширение социального партнёрства; всестороннее сотрудничество со Школой Народного искусства Императрицы Александры Фёдоровны;
  • создание условий для качественного образования путем обеспечения материально-технической базы гимназии;

Гимназия планирует принять участие в конкурсе «Православная инициатива» с проектами:

  1. Музей Патриарха Тихона – центр_религиозного просвещения и миссионерства в городе Торопце и Торопецком районе.
  2. «Наши истоки» (Приобщение детей к традиционным народным ремёслам).
  3. Православный военно – патриотический лагерь «Русь».
короткая ссылка: http://tihon-gymnasium.ru/?p=154
вверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>